"Об инициативах и мировых тенденциях по стандартизации"

"Об инициативах и мировых тенденциях по стандартизации"

К настоящему времени. Существующие стандарты и процедуры стандартизации, использующиеся на пред­приятиях во всём мире, опираются главным образом на международные стандарты ISO (International Organization for Standardization - Международная организация по стандарти­зации). Технический комитет ISO/TC130 при­нимает стандарты по полиграфии, которым впоследствии присваиваются определённые номера и названия.

Например, стандарт ISO номер 12647- 2:2004 Graphic technology - Process control for the production of half-tone color separations, proof and production prints - Part 2: Offset lithographic processes (Полиграфия - Кон­троль процесса цветоделения, получе­ния цветопробы и печати. Часть вторая - Офсетная печать). В названии обознача­ется год выпуска, способ печати или техно­логии для которого разрабатывался стан­дарт и описываемые им процессы, а также версия документа.

Помимо международных, существуют также национальные или региональные стан­дарты, например, DIN (Deutsches Institut fur Normung e.V. - Немецкий институт стандарти­зации) или ГОСТ (Государственный Стандарт РФ). Однако в стандартах, независимо от их национальной принадлежности, указываются лишь целевые значения, которые необходимо достичь, чтобы продукция признавалась каче­ственной, или условия проведения тех или иных процессов для достижения качествен­ного результата. В них не указываются пути достижения этих значений.

К настоящему времени существует три основных чётко сформировавшихся по гео­графическому признаку процедуры стандар­тизации полиграфического производства, характерных для США, Японии и Европы.

США. GRACoL (General Requirements for Applications in Commercial offset Lithography - Основные требования для применения в ком­мерческой офсетной литографии) полный набор принципов для планирования и разра­ботки технологического процесса для поли­графических предприятий. GRACoL распро­страняется на все этапы производства офсет­ной печати, за исключением тех, которые охва­чены другими отраслевыми стандартами для отдельных видов печати - SNAP (Specifications for Newsprint Advertising Production) и SWOP (Specifications for Web Offset Publications). SWOP описывает технические условия для рулонной офсетной печати. SNAP описывает технические условия для рулонной офсетной печати, не требующей сушки.

GRACoL был разработан в 1966 году спе­циальной комиссией, сформированной Ассо­циацией Графических Коммуникаций (Graphic Communications Association - GCA). Инициатива по созданию отраслевых стандартов и специ­фикаций исходила от Международной ассо­циации допечатной подготовки (International Prepress Association - IPA), Национальной ассо­циации торговли для профессионалов допе­чатной подготовки (National traded association for prepress professionals) и Полиграфической Промышленной Организации (Graphic Arts Technical Foundation - GATF), основных орга­низаций, которые выполняли большую часть исследований и разработок для полиграфиче­ской промышленности того времени.

Изначально спецификации и стандарты распространялись только на такие параметры как оптические плотности плашек и характе­ристика увеличения растровой точки. Хотя эти спецификации и являлись полезными и до сих пор используются в ряде печатных про­изводств, но как показала практика, они неявлялись «совершенными». Например, при использовании красок разных поставщиков, печатных машин с разными характеристи­кам и разных типов бумаг, даже при достиже­нии одинаковых плотностей и значений увели­чения растровой точки, цветовые характери­стики между оттисками, полученными с разных предприятий, не будут соответствовать друг другу, а следовательно не будут являться стандартным. Проще говоря, в то время был хороший, но недоработанный стандарт для типографии, который не давал общего цвето­вого соответствия.

В связи с чем последний национальный стандарт GRACoL 7 базируется на однознач­ном определении нейтрального серого цвета в средних полутонах. В основу его лёг процесс калибровки всего производственного рабо­чего потока на основе нейтрального серого, получивший название G7. Хотя этот процесс и связан с GRACoL 7, но это не то же самое. GRACoL 7 является национальным стандар­том, a G7 это процесс, который легко может быть применён к другим стандартам, таким как SWOP или SNAP.

Резюмируя процесс G7: тираж произво­дится с использованием «некалиброванных» форм, без предкомпенсационных кривых. Запускается печать тиража и печатный про­цесс приводится к «идеальному» нейтрально серому, используя значения Lab и оптических плотностей. Печатный оттиск анализируется по кривым CMY и К, и по нейтрально серому полю (50, 40, 40). Анализ можно сделать с помощью программного обеспечения или вручную построением кривых и номограмм. При необходимости вносятся корректировки в СМУ кривые и кривую К, чтобы скомпенси­ровать их отличие и «вогнать» их в пределы допусков, необходимых для GRACoL.

Печать тестового (квалификационного) тиража производится после внесения необ­ходимых корректировок. Во время печати нейтрально серый регулируется изменением оптических плотностей плашек, пока они нахо­дятся в пределах допуска. Во время этого про­цесса контролируется растискивание и попа­дание в Lab.

В США процесс G7 прибрёл статус наци­ональной сертификационной процедуры, под­тверждающий статус предприятия печатать качественную продукцию.

Япония. Национальные рекомендации для 4-кра- сочной офсетной печати существуют уже давно и хорошо известны в Японии. Тем не менее, Япония не имела собственного стан­дарта или спецификации в 1990-х, хотя остро нуждалась в них. Постепенный переход поли­графии на цифровые технологии подчеркнул важность международной стандартизации и необходимость проведения «регламентных» мероприятий по стандартизации для полигра­фических предприятий в Японии.

Основываясь на этом, был организован при Японском Национальном комитете по стандартизации (Japanese National Committee for ISO/TC130 - JNC), вошедший в техниче­ский комитет 130ЯС130. Япония принимает активное участие в периодических (2 раза в год) сессиях международного комитета по стандартизации как основной участник, спо­собствуя созданию международных (ISO) стандартов, охватывающих весь спектр поли­графических технологий.

В рамках процесса создания междуна­родных стандартов для печати, JNC работал совместно с соответствующими промышлен­ными организациями Японии и утвердил реги­ональный стандарт на краски, бумаги и значе­ния CMYK, как стандарт для листовой офсет­ной печати в Японии, основанный на меж­дународных стандартах ISO 2846-1 (краски для офсетной печати), ISO 12647-1 (цветная печать, управление технологическими процес­сами, параметры, измерение) и ISO 12647-2 (цветная печать, управление технологиче­скими процессами, офсетная печать). Актив­ное участие в этом процессе принимали про­мышленные организации, напрямую заинтере­сованные в стандартизации отрасли: ассоциа­ция производителей полиграфических красок Японии (Japan Printing Ink Makers Association - JPIMA), Бумажная ассоциации Японии (Japan Paper Association - JPA), Японская федера­ция полиграфической промышленности (Japan Federation of Printing Industries - JFPI).

Актуализацией и адаптацией стандарта ISO 12647-2, JNC добилась стандартизации поли­графических технологий в Японии для повы­шения производительности в промышленности и укрепления международной конкурентоспо­собности. Итогом многолетнего труда комитета по стандартизации Японии стал собственный стандарт - Japan Color Standard Printing, состо­ящий из следующих частей:

  1. Japan Color 2000 Solid Color Value and Solid Color Patch Sample (рекомендованные значения для плашечных полей и набора кон­трольных элементов).
  2. Japan Color 2001 for Sheet-fed Offset Printing (листовой офсетный печатный процесс).
  3. Japan Color 2002 for Newspapers (газет­ная печать).
  4. Japan Color 2003 for Web Offset Printing (рулонный офсетный печатный процесс).
Japan Color 2000 содержит колориметри­ческие значения плашек основных цветов (СМУ), двухкрасочных наложений (красный, зелёный, синий), чёрной краски и бумаги.

Краски, стандартизированные Japan Color, а точнее их колориметрические харак­теристики, были экспериментально выбраны среди наиболее широко используемых три- адных красок, поставляемых Японскими отечественными производителями красок. Проведя тестирование, JPIMA подготовила печатные образцы краски на стандартизи­рованной бумаге с заданной толщиной кра­сочного слоя. Затем промерила полученные образцы, проанализировала полученные дан­ные и определила колориметрические харак­теристики красок.

Стандартизованная бумага по Japan Color также как краска промерялась спектрофо­тометром. Значения измерений проверялись на совместимость с ISO 12647-2. Описанная в Japan Color бумага по сути несёт информа­цию о наиболее широко используемых бума-" гах, поставляющихся или производящихся в - течение длительного времени в Японии. Japan Color в настоящее время стал нормой для полиграфических предприятий, соответствую-- щих реальным внутренним условиям Японии, с использованием ISO совместимых японских типов бумаги и красок.

При проведении аттестации предприятий на соответствие стандарту Japan Color необ­ходимо отпечатать тестовые шкалы, преду­смотренные в ISO 12642, и полутоновые шкалы с шагом 10% для основных цветов и двухкра­сочных наложений.

Европа. В 2006 году совместными усилиями авто­ритетных организаций: немецким отрасле­вым союзом Bundesverband Druck und Medien, немецким институтом Fogra и швейцарским научно-исследовательским центром Ugra была представлена система сертификации полиграфических предприятий и качества выпускаемой ими продукцией PSO (Process Standard Offset). Базой для PSO выступили стандарты из семейства ISO 12647. Система определяет все элементы процесса контроля качества: измерительные приборы, контроль­ные шкалы, методы и условия измерения, и также оговорены рекомендованные значения для контролируемых параметров.

Несмотря на то, что в системе оговорены, конкретные значения только для офсетной технологии печати и газетном производстве, общий подход может быть использован и в дру­гих видах печати, например флексографии, глубокой, трафаретной и цифровой печати.

Уникальность PSO заключается в пред­полагаемой нормализации всех этапов поли­графического рабочего потока, а не простая оценка попадания в допуски готовой печатной продукции, как самоцель стандартизации.

Впервые в поле зрения стандартизации попадает допечатная подготовка - подготовка макета, изготовление печатных форм, получе­ние цветопробного оттиска. Документирова­нию подвергается использование ICC профи­лей, обеспечение целостности данных, отсле­живание цветности и разрешение файлов, соответствие PDF/X-3.

Стандартизация по флексографской печати. Похоже, что в стандартизации предпри­ятий, использующих флекографский спо­соб печати, больше вопросов, чем ответов. Связано это, прежде всего со спецификой самого способа печати, большого ассорти­мента используемых запечатываемых мате­риалов, красок и печатных машин, сильно отличающихся форматами и устройством самих машин. Но есть и другие причины для этого. Специфика рынка предполагает частое использование смесевых красок. Поэтому сер­тификация по существующим стандартам для флексографкой печати не всегда имеет тот сакральный смысл, как для офсетной печати, хотя и может быть взята за основу.

Однако, как всегда бывает, именно во флек- сографии все те преимущества, которые полу­чает предприятие от стандартизации, будут максимально востребованы и принесут эконо­мическую эффективность. Это связано, пре­жде всего, с часто повторяющимися тиражами продукции, которые должны быть максимально похожими вне зависимости от даты тиража, и географической удалённости типографий, выполняющих печать одного заказа для круп­ного заказчика. Европейское полиграфиче­ское сообщество потихоньку начинает осозна­вать необходимость подобной всеобъемлющей стандартизации для флексографского произ­водства. В США уже появились специфика­ции на производство от флексографской тех­нической ассоциации Flexographic Technical Association. Не за горами официальное появ­ление процедуры PSF - Process Standard Flexo, похожее на то, что существует для офсетного производства. Более подробно раскроем эту тему в одной из следующих статей.

Цифровая печать. Проблема стандартизации цифровой печати - в «цифре». Во-первых, печатные машины, используемые в этом виде печати, сильно отличаются между собой за счёт тех­нологических особенностей создания изобра­жения на запечатываемом материале. Отсут­ствуют нормы на краски и бумаги. Во-вторых, программное обеспечение, являющееся неотъемлемой частью комплекса цифровой печати, различны и очень сильно зависят от производителя, который порой не даёт воз­можности использования в полной мере ICC- технологии.

Бурное развитие цифровых методов печати требует стандартизации. Уже сейчас члены рабочей группы Ugra/Fogra и комитета ISO/TC 130 работают в этом направлении, и скоро будет представлена официальная сер­тификационная процедура PSD - Process Standard Digital. Особенностью стандартиза­ции цифровой печати является в отсутствии промежуточного носителя информации, как например фото- или печатной формы. Здесь изображение каждый раз создаётся заново и производится лишь оценка конечного оттиска, не важно, цветопроба или тиражный оттиск мы получаем.

Также к особенностям или специфике про­изводства можно отнести желание подавляю­щего большинства владельцев приблизиться по качеству к офсетному способу. Это требует не только наличия программного обеспечения, но и соответствия красок и бумаги утвержден­ным нормам офсетного производства.

Глубокая печать. Начиная с 2000 года рабочая группа, в состав которой входят Европейская Ассо­циация глубокой печати (ERA - European Rotogravure Association), Европейская Инициа­тивная группа по цвету (ECI - European Color Initiative), институты Fogra/Ugra, разрабатывает систему Process Standard Rotogravure (PSR - Стандартный процесс в глубокой печати).

В 2005 году Технический комитет 1БОЯС130 подготавливает последнюю редакцию стан­дарта ISO 12647-4, посвященного стандарти­зации процессов в глубокой печати. Четвёр­тая часть содержит описание 4-х бумаг, тре­бования к цифровым данным, используемым при допечатной подготовке, требования к цве- топробе, растискиванию, минимальной и мак­симальной воспроизводимой растровой точке. Для красок CMYK и двухкрасочных наложений приводятся координаты Lab, в соответствии со стандартом ISO 2846-3 для глубокой печати, и красок, отличных от этого стандарта, но при­нятых как стандартные у основных произво­дителей красок в Европе. Все данные при­водятся в зависимости от 4 часто встречаю­щихся типов запечатываемых материалов.

К стандарту предлагаются бесплатно ICC-профили, описывающие цветовой охват печатного процесса, полностью соответствую­щего требованиям ISO.

Исследования рабочей группы продол­жаются, и она постепенно готовит к выходу новую редакцию стандарта, где оценка цве­тового различия будет, скорее всего, базиро­ваться не на традиционной формуле dE 1976 года, а на более современной dE2000.

Улучшения или изменения в новой вер­сии стандарта также коснутся следующие элементы:

  • нормы для запечатываемых материалов;
  • изменение цветового охвата стандарт­ного процесса;
  • воспроизведение баланса серого;
  • соответствие между цветопробным и печатным оттисками;
  • ICC профили для цветопробных систем от различных поставщиков;
  • новые процедуры для сертификации цветопробных оттисков за счёт изменения допусков.

Изначально из всех печатных процессов глубокая печать считалась наиболее стабиль­ной с наивысшим уровнем повторяемости, тем не менее существующий стандарт(ы) и специ­фикации требуют изменений и дополнений в соответствии с современным уровнем разви­тия техники и технологий.

Стандартизация смесевых цветов. Вопрос стандартизации смесевых цветов в чистом виде до текущего года не поднимался, хотя и напрашивался как логическое продолже­нии сертификации триадного процесса. Тем не менее, имея полноценную документацию, стан­дарты для классической офсетной техноло­гии, и самое главное, реализовав «стандарти­зацию» в рамках собственного производства, не составляет труда начать заниматься смесе- выми цветами. Поскольку принцип стандарти­зации в большинстве случаев остаётся один и тот же, то к пересмотру и нормированию будут относиться технологические параметры, допу­ски и т.д., которые пришлось бы разрабатывать самостоятельно в рамках собственного произ­водства с учётом собственных возможностей и требований заказчиков.

В 2011 году, самый главный игрок по раз­работке и визуализации смесевых цветов для полиграфии, упаковки, да и для многих дру­гих индустрий, анонсировал собственную про­грамму сертификации предприятий. Название программы PANTONE Certified Printer Program (Программа по сертификации печатных производств по PANTONE). Распро­страняется она пока только на предприятия, использующие способ офсетной печати. Программа дополняет концепцию Pantone Matching System (PMS), в идеальном случае работу которой можно было бы описать еле- дующим образом - на производство приходит заказчик с атласом цветов или просто озву­чивает номер цвета в атласе, типография, используя современные технологии по рецеп- тированию красок, получает краску требуе­мого цвета или просто заказывает её у постав­щика. Затем выполняется печать тиража, цвет должен попасть в оговоренные допуски.

Но все оказалось не так просто - физи­ческие образцы цвета (атласы) необходимо периодически менять, требуется обновлять электронные библиотеки атласов, да и произ­водитель не сидит на месте, придумывает всё новые системы и новые атласы. Как пример, с 2010 года анонсирована система Pantone +, сильно отличающаяся в некоторых цветах от используемой до этого системы.

Концепция в 100% варианте не работает в той форме, в которой хотелось бы всем нам. Тем не менее, есть несколько путей решения данной проблемы, но остановимся на той, которая была предложена самим про­изводителем образцов и системы визуализа­ции цвета.

PANTONE Certified Printer Program (Про­грамма по сертификации печатных произ­водств от PANTONE), профессиональная про­грамма сертификации, разработанная для обеспечения точного воспроизведения цве­тов PANTONE Solid и Process Color на протя­жении всего производственного цикла. В про­грамму включён аудит, инспекция, анализ и квалификация технологических операций уча­ствующих офсетных предприятий - от приёма заказа и смешения красок до печати продук­ции и взаимодействия с клиентами. Каждый этап производственного процесса изучается и должен отвечать самым высоким стандартам качества Pantone.

Программа сертификации фокусируется на объективной оценке, инструментальном контроле и аудите каждого этапа производ­ства, включая допечатную подготовку, печать и подготовку краски. Благодаря использо­ванию измерительных инструментов и про­граммного обеспечения расчёта красоч­ных рецептур, участник сертификации может вычислить наилучшую комбинацию рецепта на выбранном клиентом запечатываемом материале и получить реалистичные ожида­ния о том насколько точно можно будет вос­произвести заданный цвет в рамках сертифи­цируемого производства. Производственные образцы подвергают оценке в лаборатории компании Pantone.

Очень скоро данная система будет пред­ложена Европейскому рынку и Российским предприятиям. Но всё же остается открытым вопрос насколько данная сертификация будет востребована и будет ли она независимо рабо­тать от стандартизации по PSO для работу с триадными красками? Время покажет... Какой бы статус не имел стандарт - меж­дународный, национальный, внутренний предприятия - он несёт в себе информацию о рабочем опыте, который можно использо­вать в своих целях. Как бы не относились к стандартизации в целом, но лишь она явля­ется базой для формирования культуры про­изводства и улучшения экономических пока­зателей предприятия.


Опубликовано в журнале "Новости Полиграфии" N7, 2011г.

→ (PDF, 2.5 МБ)


Возврат к списку