"Зачем нужна PSO-сертификация полиграфических предприятий?"

"Зачем нужна PSO-сертификация полиграфических предприятий?"

В Европейском полиграфическом сообществе сложилась устойчивая тенденция привлечения и удержания заказчиков, используя как самый веский аргумент «стабильность качества». Именно поэтому многие предприятия прибегают к помощи специалистов из независимых международных исследовательских центров, например Ugra, для подтверждения соответствия качества своей продукции международным стандартам.

ISO 9000. Современные системы управления качеством создаются и эксплуатируются в соответствии с требованиями международных стандартов ISO серии 9000, а также разработанных на их основе национальных стандартов, в том числе государственных стандартов Российской Федерации. Стандарты ISO серии 9000 являются документами рекомендательного характера и допускают вариации, которые могут быть обусловлены как спецификой отрасли в целом, так и индивидуальными особенностями конкретного предприятия (профиль, структура, принципы работы и т.п.). Несмотря на рекомендательный характер, эти стандарты приняты в качестве национальных почти в 100 странах мира, в том числе в России - в 2001 г. Сертификат соответствия системы управления качеством требованиям ISO 9000 действует до 3 лет.

К сожалению, выполнение требований ISO 9000 свидетельствует не о высоком качестве выпускаемой продукции, а о гарантированном устранении лишь общих (независимых от отрасли) недостатков производственного процесса и документооборота. Зарубежный опыт показывает, что соблюдение требований ISO 9000 позволяет решить лишь около 30% проблем, негативно влияющих на качество продукции.

Отраслевые стандарты. В 2006 г. швейцарский научно-исследовательский центр Ugra совместно с немецким институтом Fogra предложили сертифицировать не только систему управления качеством, но и выпускаемую полиграфическую продукцию. Система получила название PSO (Process Standard Offset Printing - Стандартизация процессов офсетной печати). За основу были взяты стандарты на офсетную печать и цветопробу из семейства ISO 12647 Graphic Technology - Process control for the manufacture of half-tоnе colour separations, proofs and production prints (Технология полиграфических процессов - Контроль процесса при цветоделении, цветопробе и тиражной печати), а именно:

  • ISO 12647-2:2004. Part 2: Offset lithographic processes (Часть 2: Процессы офсетной плоской печати);
  • ISO 12647-3:2005. Part 3: Coldset offset lithography on newsprint (Часть 3: Офсетная плоская печать без сушки в газетном производстве);
  • ISO 12647-7:2007. Part 7: Proofing processes working directly from digital data (Часть 7: Цифровая цветопроба).

Так как ISO 12647 позволяет оценивать лишь конечный результат безотносительно ко всему рабочему процессу, система PSO предусматривает также сертификацию на соответствие требованиям стандартов ISO 12646, ISO 12646-7, ISO 3664, ISO 13655 и частично ISO 9000. Благодаря этому в ходе сертификации вырабатывается интегральная оценка функционирования производства.

Система сертификации может быть адаптирована к различным процессам, например, газетному производству (Process Standard Newspaper - PSN), глубокой печати (Process Standard Rotogravure - PSR), а также флексографии, трафаретной и цифровой печати.

Стадии. Сертификация (аудит) предприятия обычно проводится за один-два дня специалистами Ugra, однако подготовительный этап может занимать несколько месяцев - его продолжительность в большой степени зависит от состояния производства и особенностей структуры предприятия. Подготовка проводится только сертифицированными экспертами, которые помогают компании наладить внутренние и внешние связи, подготовить регламентирующую документацию, а также внедрить на производстве измерительную технику и необходимое программное обеспечение.

Успех всего сертификационного процесса полностью зависит от серьезности подхода руководителей и специалистов предприятия к подготовительному этапу. После аудита производства образцы продукции передаются в швейцарский научно-исследовательский центр Ugra, где выполняется оценка их качества.

Таким образом, формально процесс сертификации можно разделить на три основные стадии:

  • подготовка компании к прохождению аудита (проводится сертифицированными специалистами);
  • аудит на производстве (проводится специалистами Ugra на предприятии заказчика);
  • итоговая оценка, анализ результатов и выпуск сертификата (выполняется специалистами Ugra в Швейцарии).
  • Человеческий фактор. Как показывает практика, некоторые руководители предприятий недооценивают роль человеческого фактора в процессе сертификации. К сожалению, одного лишь желания руководителя недостаточно для успешного выполнения сертификационных работ. Если не доводить до сведения подчиненных информацию о важности проводимых мероприятий, то в полной мере оптимизировать рабочие процессы едва ли возможно, и конечный эффект от стандартизации для предприятия снижается.

    Анализ, доработка и описание всех стадий производственного процесса является наиболее тяжелым этапом подготовки к прохождению аудита для всего коллектива предприятия. Не следует забывать о конечной цели - создании стабильного производства, которое в результате сертификации будет настроено на достижение максимальной эффективности бизнеса. Необходимо понимать, что сертификация является неформальной процедурой получения очередной «бумаги», подтверждающей возможности предприятия, а направлена на реальное улучшение организации производства и оптимизацию структурных связей. В итоге это позволит гарантировать потребителю полиграфических услуг стабильное качество выпускаемой продукции, отвечающее международным стандартам.

    Стандартизация производственного процесса Для достижения положительного результата на предприятии должны быть проведены мероприятия по совершенствованию производственного процесса и организации контроля качества на каждой из его стадий. При организации контроля качества принципиально важно понимать, что только измеренные данные объективно характеризуют рабочий процесс. Обязательными элементами для сбора данных являются системы автоматического сканирования отпечатков с сохранением всех результатов измерений.

    Документация для каждой из стадий измерений или использования измерительных устройств должна быть систематизирована в электронном виде. Необходимо разработать регламентирующие инструкции по проверке и калибровке измерительного оборудования с возможностью протоколирования процедур.

    Должны действовать должностные инструкции, а также специальные инструкции, описывающие последовательность передачи и обработки данных на всех стадиях производства.

    Стандартизация касается также и производственных помещений. Например, параметры источников освещения в допечатном и в печатном подразделениях должны быть согласованы и отвечать стандарту ISO 3664. Контроль освещения следует осуществлять с помощью люксметра и/или специальных световых индикаторных полосок.

    Таким образом, весь технологический процесс должен быть формализован, опираясь на промышленные стандарты и нормы. Так как все «исходные точки» будут предопределены, значительно уменьшится количество рекламаций со стороны заказчиков, улучшится имидж компании и сократятся производственные издержки.

    Преимущества. В конечном итоге от сертификации или лучше сказать стандартизации производства выигрывают все: от производителей до конечных пользователей продукции. Основные преимущества для производственных предприятий можно свести к следующим пунктам:

    • уверенность в высоком качестве выпускаемой продукции;
    • стабильность качества во времени;
    • официальное подтверждение соответствия качества выпускаемой продукции нормам ISO 12467;
    • снижение производственных издержек и увеличение прибыли;
    • улучшение управляемости предприятия;
    • высокая ритмичность производства;
    • уменьшение количества рекламаций;
    • возможность более гибкого подхода к ценообразованию;
    • создание конкурентных преимуществ для привлечения новых заказчиков, в том числе международных брендов.


    Опубликовано в журнале PrintCom Russia №5/6, 2009г.

    → (PDF, 0.1 МБ)


    Возврат к списку