"Новые решения - новый формат"

"Новые решения - новый формат"

В последнее время основные усилия поставщиков полиграфического оборудованя, технологий и расходных материалов направлены на создание комплексных решений, позволяющих предприятиям создавать регулируемые рабочие потоки (workflow) и осуществлять контроль любого звена производственного цикла. Однако некоторые проблемы до сих пор не решены. Одна из таких проблем - воспроизведение цвета.

В последнее время основные усилия поставщиков полиграфического оборудования, технологий и расходных материалов направлены на создание комплексных решений, позволяющих предприятиям создавать регулируемые рабочие потоки (workflow) и осуществлять контроль любого звена производственного цикла. Однако некоторые проблемы до сих пор не решены. Одна из таких проблем — воспроизведение цвета.

Использование контрольного оборудования различного типа, территориальная распределенность исполнителей различных технологических операций, неполная стандартизация и (или) использование разных стандартов - все это в конечном счете приводит к неточностям в воспроизведении цветов на готовой печатной продукции. В неко­торых случаях это может быть не особенно критично, но при печати так называемых памятных цветов (цветов травы, неба, человеческой кожи и т.д.) или хорошо извест­ных корпоративных цветов неточная цветопередача может привес­ти к потере крупного клиента.

 Решением проблемы является формализация требований к исходному цвету и его контроль на каждой стадии процесса вос­произведения. Пока самым рас­пространенным методом контроля является использование в качестве эталона специальных цветовых атласов (вееров) и их последующее визуальное сравнение с полученной печатной продукцией. Однако подобный метод часто приводит к серьезным разногла­сиям между заказчиками и исполнителями, поскольку цветовые атласы отличаются друг от друга, а по приведенным в них рецептурам порой невозможно получить не только требуемый, но и даже близкий к нему цвет. Причина этого состоит в недостаточном (или вообще неправильном) контроле качества цветовых атласов со стороны выпускающих их компаний. Более того, атласы различных производителей красок тоже отличаются друг от друга, а если учесть еще и физический износ, а также ограниченную номенклату­ру моделируемых запечатываемых материалов, то становится ясно, что качественный контроль вос­произведения цвета с помощью атласов вряд ли возможен.

 Человеческое зрение может считаться одним из наиболее точных измерительных приборов, но оно не в состоянии ни присваивать цветам определенные числовые значения, ни в точности их запо­минать. Именно поэтому возник­ла необходимость в разработке числовых стандартов наряду с сис­тематизацией способов передачи цвета, которые получили название «колориметрические методы». В настоящее время единственным эффективным методом, позволя­ющим выработать единый подход к контролю цвета на всех стади‑ ях производства, является проведение спектрофотометрических измерений.

ЦветаКрупные мировые компании уже много лет работают с образцами цвета, представляющими собой небольшие двухстраничные бук­леты с приклееными образцами эталонного цвета и образцами допусков (традиционно два); здесь же приведены координаты цвета в той или иной колориметрической системе (цветовом пространстве) и цветовые допуски. Обычно такие буклеты разрабатываются компанией для каждого фирменного цвета. Руководствуясь этими образцами, печатники могут контролировать цвет субъективно  —  на глаз, или объективно — с помощью спектрофотометра. Но если необходимо воспроизвести корпоративный цвет не на том материале, который используется в качестве образца, или, не имея «твердой» заверенной копии, требуется проконтролировать цвет, созданный в Photoshop, то печатники опять сталкиваются с проблемами.Одними координа­тами цвета в этом случае не обой­тись — необходимо комплексное решение или универсальный фор­мат, который кроме спектраль­ных данных и координат цвета, должен предусматривать возмож­ность хранения других парамет­ров и атрибутов цвета, оказыва­ющих непосредственное влияниена цветовосприятие наблюдателя, например — информации об угле обзора и цветовой температуре источника света.

ЭкспортТаким решением стал формат CxF (Color Exchange Format), не­давно предложенный компанией GretagMacbeth. Коммерческая вер­сия продукта была продемонстри­рована на выставке drupa 2004. В CxF определены правила и инс­трукции описания всех параметров и атрибутов цвета для максималь­но точного выполнения процедуры согласования цветов на всех стади­ях цветовоспроизведения. В основе этого формата лежит язык XML, который был выбран вследствие его открытости и расширяемости, а также простоты редактирования информации и возможности иерар­хического построения файла. Разработка нового формата велась в тесной взаимосвязи с программно- аппаратным обеспечением, что позволило учесть специфические особенности контроля цвета при­борами с различной геометрией измерения и последующей интер­претацией данныхпрограммным обеспечением. В настоящий момент CxF является межпрограм­мным форматом, используемым во всех без исключения программных решениях GretagMacbeth, кото­рыеприменяются на допечатной и печатной стадиях: iOne Share, ProfileMaker, iQueueColorQuality, Ink Formulation, iCPrint. В CxF-файле содержится инфор­мация о таких параметрах, как спектр отражения краски и под­ложки, о необходимой для воспро­изведения заданного цвета рецептуре смесевых красок с соответс­твующим цветовым отклонением dE и т.п. Для контроля печати без использования компьютера мож­но записать файл в формате CxF непосредственно в спектрофото­метр SpectroEye. При этом будет обеспечен объективный контроль, даже если у печатника нет «твер­дого» образца с цветом.

Создание тест-шкалыУже сейчас предприятия, исполь­зующие в своей колористичес­кой лаборатории систему Ink Formulation, могут работать с цветами в формате CxF и на их основе рассчитывать рецептурусмесевых красок. Это особенно актуально в тех случаях, когда заказчик не имеет возможности предоставить образец или лично присутствовать при печати тиража. За счет формализации требований к качеству цветовоспроизведения исполнитель может гарантировать качественное выполнение заказа, а заказчик, в свою очередь, будет уверен в том, что цвет конечного продукта полностью соответству­ет его требованиям.

Проиллюстрируем все выше­сказанное на примере. Допус­тим, заказчик принес некоторые образцы цвета, например Pantone 178, 361, 638. Вначале следует произвести измерение требуемого цвета с помощью спектрофо­тометра и, например, программы ColorQuality (рис. 1). При этом сразу формируется задание на дальнейший контроль цветопро- бы и печатных оттисков. С это­го момента информация о цвете будет передаваться через формат CxF.

Затем с помощью программы ColorPicker, являющейся час­тью программного обеспечения ProfileMaker, надо экспортировать измеренные цвета в Photoshop и/ или Illustrator (рис. 2). Дизайнер открывает эти цвета в прикладных программах и работает с цветовы­ми характеристиками, получен­ными при измерении образца.

После разработки дизайна изго­тавливается цветопроба, и макет подписывается у заказчика. На этой стадии также можно исполь­зовать формат CxF, например для выполнения распечатки на цве- топробном устройстве специаль­ной тестовой шкалы, в которую с помощью утилиты MeasureTool (рис. 3) можно включить свои цвета. Тестовую шкалу можно напечатать и на печатной маши­не, однако эта операция имеет смысл только в том случае, если при печати тиража будут исполь­зоваться те же самые краски.

Если предприятие самостоятель­но смешивает краски или специ­ально заказывает их для основных клиентов у производителей кра­сок, то использование формата CxF тоже будет целесообразно: на основании измеренных значений (спектральной кривой отраже­ния) рассчитываются рецептуры, смешиваются базовые краски, выполняется коррекция, и заказ­чик получает смесевую краску требуемого цвета.

Приведенный пример иллюстри­рует далеко не все возможности CxF. К тому же этот формат будет еще дорабатываться и, возможно, вскоре станет поддерживаться на уровне операционных систем, как это сейчас происходит с ICC-про- филями.


Максим Синяк, "Новые решения  — новый формат", опубликовано в журнале "Мир Этикетки" №4, 2004 год.
→ (PDF, 0.6 МБ)

Возврат к списку